Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
Ежегодно трудности, с которыми выпускники школ сталкиваются при сдаче ЕГЭ по русскому языку, остаются неизменными. Они связаны с такими ошибками:
- неспособностью к правильному применению правил русского языка при выполнении заданий;
- нехваткой необходимых навыков тестирования (одного-двух пробных ЕГЭ недостаточно);
- ошибочным прочтением (пониманием) заданий, в результате чего они выполняются неверно;
- техническими ошибками, которые связаны с нарушением правил, установленных для ввода ответов во второй части заданий;
- неверным распределением времени. Решение заданий в первых двух частях обычно требует более двух часов, что ведет к тому, что сочинение приходится писать наспех, и времени на то, чтобы его проверить, не остается.
Каждый из вариантов ЕГЭ включает в себя три раздела:
- Раздел «А» — каждому заданию даны 4 варианта ответов, единственный из которых верен.
- Раздел «В» — требует самостоятельно сформулировать краткий ответ с дальнейшим его внесением в 17 клеток бланка ответов словами или числами. При этом к способу заполнения бланка предъявляются определенные требования, нарушив которые, можно значительно снизить итоговый тестовый балл.
- Раздел «С» — задание, предполагающее ответ в развернутой форме.
При подготовке к экзамену по русскому языку, прежде всего, нужно изучить все формальные критерии, которые лежат в основе выставления оценок экспертами. Эти критерии заключаются в том, чтобы:
- сформулировать проблемы, имеющиеся у исходного текста;
- прокомментировать эти сформулированные проблемы;
- выразить собственную точку зрения и суметь ее аргументировать;
- следить за тем, чтобы не нарушалась смысловая целостность, чтобы речь была связной, а изложение последовательным;
- речь должна быть выразительной и точной;
- соблюдать пунктуационные, орфографические, речевые, языковые и этические нормы;
- следить за тем, чтобы изложенные факты были точными.
ЕГЭ по русскому языку свойственно содержать «задания-ловушки». При подготовке к экзамену выпускникам важно быть готовыми к выполнению подобных заданий. Такими «ловушками» могут быть вопросы по упомянутым в учебниках темам, но не рассмотренным детально на уроках.
Они не настолько сложны. Примеры подобных «заданий-ловушек»:
- что общего имеют наречия и слова категории состояния?
- как правильно сказать: битва «под Бородином» или «под Бородино» и т.п.